Телефоны "горячей линии": 8-(8313)-21-31-68, 8-(8313)-22-18-90

Дзержинский специализированный дом ребёнка №2
Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

Система группового ухода в закрытых учреждениях

         В доме ребенка в системе группового ухода возникает проблема организации режима дня детей  с особыми потребностями. Исходя из нашего опыта, я предлагаю разделить всех детей группы по уровню их настоящих и потенциальных возможностей и планировать организацию жизни в системе группового ухода каждого ребенка в отдельности.

 

1 уровень развития возможностей.

         Ребенок с повышенной чувствительностью (гиперестезией), неадекватно реагирующий на любое воздействие (прикосновение, перемещение в пространстве, изменение освещения, положения тела…).

Имеет значительное отставание в развитии когнитивной, эмоциональной, двигательной сферы.

 

 1.Обеспечить покой и ограничение стимуляции.

Исключить контакты с другими детьми, ограничить количество ухаживающих взрослых, осуществлять любые процедуры по уходу за ребенком мягко и осторожно.

 

 2. Режим дня.

Предоставить ребенку возможность самому контролировать режим смены сна и бодрствования (не будить). С осторожностью перемещать из кровати в манеж для бодрствования, учитывая протест ребенка и его самочувствие.

 

 3. Наблюдение за ребенком.

Цель: Во время осуществления манипуляций по уходу за ребенком, перемещений, изменения положения тела, мягкой тактильной стимуляции выявить моменты, на которые ребенок реагирует положительно, учитывая, что ребенок имеет отклонения в развитии двигательной сферы. Положительной реакцией может считаться успокоение, расслабление.

Возможные действия:

Намыливание и споласкивание во время купания, изменение положения тела (на животе, на спине, полулежа), нахождение на руках ( покачивание, прижимание), контакт глаза в глаза, ласковый разговор, кормление, перемещение в пространстве, тактильная стимуляция разных частей тела (прикосновения, поглаживания).

 

 4. Организация занятий.

Цель: Регламентировано (несколько раз в сутки) организовывать на ребенка то воздействие, на которое он реагирует положительно.

 

 2 уровень развития возможностей.

Имеет сохранный интеллект и предпосылки к дальнейшему развитию эмоциональной и когнитивной сферы. Не имеет возможности для дальнейшего двигательного развития.

 

 1. Организовать наблюдение за ребенком.

Цель: выявление нарушений в поведении (нарушение сна, реакция на смену погоды, изменения в поведении в зависимости от времени суток…). Установление индивидуального режима сна ребенка для организации активного бодрствования.

 

 2. Использование стимулов (непосредственный контакт с телом ребенка).

Цель: вывести из состояния изоляции, несмотря на двигательные, эмоциональные и когнитивные нарушения в развитии. Избежать возникновения стереотипии (попытки ребенка самостоятельно стимулировать себя).

 

Приемы стимуляции: поглаживание ладонями ребенка его лица, легкий массаж ладонной и тыльной поверхности кистей, надавливание резиновой игрушкой - пищалкой на ладони ребенка; стимуляция при помощи шершавых, влажных, теплых, холодных и липких предметов, использование пальчиковых игрушек, специальных приспособлений ( качалок, каруселей, мячей).

 

 

 

 3.  Игра.

Цель: Помочь ребенку получить удовольствие. Разнообразить тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Организация активного бодрствования.

 

Используются: звуковые игры (погремушки, музыкальные игрушки, шуршание бумагой, ритм обычной речи); зрительные игры  ( демонстрация ярких новых и знакомых предметов, игра с лицом взрослого – приближение, удаление, поворачивание, высовывание языка, прятки с платочком…); игры с физическим контактом (обнимать, гладить, играть с руками и ногами ребенка…).

 

 4. Развитие коммуникации.

Цель: научить ребенка, страдающего тяжелыми двигательными нарушениями, выражать свои мысли словами или жестами.

 

Приемы:

- Развивать умение понимать простейшие слова: « дай», «нельзя», «на»,  «кто там?»…

- Развивать умение показывать при помощи жестов: « да», «нет», «дай», «до свидания»…

- Комментирование своих действий во время ухаживающих процедур (многократное повторение слов);

- Стимулирование потребности ребенка в выражении своих мыслей (простые вопросы, ожидание ответа…).

- Использование альтернативной коммуникации (специальные картинки, выбор из двух).

Учитывайте то, что ребенок с двигательными нарушениями может быть не способен повернуться на оклик, или ответная реакция ребенка может быть замедлена. Дайте ребенку достаточно времени на то чтобы ответить на зов, прежде чем вы его повторите.

 

3 уровень развития возможностей.

Дети со значительными физическими нарушениями и отставанием в развитии когнитивной сферы, имеющие возможности для дальнейшего двигательного развития.

 

 1.Установление  режима дня ребенка в соответствии с возрастом.

 

 2.Организация активного бодрствования:

    Цель: стимулирование самостоятельности и развития ребенка, предоставление возможностей для участия в окружающей жизни.

 

Приемы: игра, стимуляции, приемы развития коммуникации (см. 2 уровень).

 

-Организация перемещения ребенка в пределах группы в течение дня (в кровати, в манеже, на ковре вместе с другими детьми, вместе с взрослым, на руках у взрослого, организация прогулок…).

 

-Организация смены положения тела ребенка в течение дня (положение, лежа на животе, положение, лежа на спине, сидение, опыт вертикального положения).

 

-Стимулирование самостоятельного передвижения  (проделывание рекомендованных упражнений в течение дня, передвижение вслед за игрушкой, использование звуковых стимулов, предоставление опоры).

 

 3. Развитие социальных навыков.

     Цель: предоставить возможность ребенку для социального взаимодействия, научить реагировать на социальные инициативы других людей, предоставить возможности выступать инициаторами взаимодействия.

 

-Распознавание выражений лица ребенка, эквивалентных улыбке (учитывая то, что у детей с двигательными нарушениями, выражения могут вовсе не выглядеть улыбкой или другой соответствующей реакцией).

 

-Распознавание движений ребенка, соответствующих реакции на стимуляцию (повторяющиеся движения, свойственные положительной или отрицательной реакции ребенка; могут появиться с большой задержкой; требуется длительное и многократное наблюдение).

 

-Организация быстрого отклика взрослого при первых признаках дискомфорта у ребенка. Определить способы успокоения:  разговор, прикосновение, на руках, покачивание (действуя каждый раз в данной последовательности).

 

-Обеспечение отклика на положительное поведение ребенка (не дать  ему привыкнуть к тому, что можно привлечь внимание к себе только плачем).

 

-Обеспечение с ребенком наиболее частых эмоциональных контактов в течение дня: тактильная стимуляция ( поглаживание, объятия, усаживание на колени); слуховая стимуляция (ласковый разговор); визуальная стимуляция (контакт «глаза в глаза»); дополнительная стимуляция (тактильные игры: «Ладушки , «Сорока - ворона»).

 

4.Ответы на коммуникацию.

  Цель:

- Научить ребенка соответствующим образом реагировать на голос и на выражение лица;

-  Откликаться на свое имя;

-  Отвечать, используя правильные жесты («иди на ручки», «пока- пока»);

-  Реагировать на нельзя (прекращать действие);

-  Различать три разных предмета или человека, о которых говорят, на которых указывают;

- Идентифицировать две части тела, когда их называют или указывают на них.

  Особенности взаимодействия:

 

Дети с нарушениями слуха:

- Используйте жест, соответствующий имени ребенка,

- Если ребенок не реагирует на голос, проверьте, слышит ли он другие звуки и используйте их для привлечения его внимания (например, хлопок в ладоши);

- Обязательно используйте постоянный жест, чтобы привлечь его внимание, чтобы ребенок выучил, что он значит («посмотри на меня, я что-то тебе скажу»);

- В общении с ребенком особенно подчеркивайте выражение лица, выражая мимикой особенности ситуации.

 

Дети с нарушениями зрения:

- Поворачивайте ребенка к вам лицом, в момент, когда вы его зовете;

- Стойте рядом, когда вы зовете ребенка, затем направляйте его руки к своему лицу, позволяя обследовать источник звука;

- Постарайтесь научить ребенка определять предметы на ощупь, запах, вкус.

2010-2024 г. ГКУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2».

Копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации
ГКУЗ НО "Дзержинский специализированный дом ребёнка №2" строго запрещено!