Дзержинский специализированный дом ребёнка №2
Телефоны "горячей линии" 8-(8313)-21-31-68, 8-(8313)-22-18-90

Ежедневные упражнения для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев.


 

Выкладывание на живот

Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.


 

Рефлекторная "ходьба"

Это упражнение для детей основано на еще одном рефлексе - даже только что родившийся ребенок, осторожно поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно "пойдет".

 

Приговаривайте:

 

Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у (имя ребенка)
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ –
Приехали!
 

 

Рефлекторное ползание

 

Ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой.

 

Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
 

Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.

Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.


Катая малыша по подушке, приговаривайте:
 

Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочушку
На крутую горку,
Бух! Покатились –
С горки свалились.


Приподнимание туловища

 

Кроме рефлекторных, для моторного развития используются и другие упражнения для в 1 - 3 месяца. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнение еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться.

Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:


Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.

Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.
 

 

Поддержание тактильного контакта "тело к телу" –

 

Следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после - в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза ему должны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласково разговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни "лица" взрослых. И тогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке - в ответ на тепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответит первой улыбкой. А потом и второй, третьей...

 

Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:


Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.

Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.


Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
 

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку – валяй, валяй!
 

 

Разговор с ребенком

 

 Разговаривайте с ребенком - используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий "подстраховано" самой природой: давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, "автоматически" начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и
искусственно смягчать звуки, как бы подражая "детскому" произношению).

 

Ласково трогая малыша за носик, приговаривают:
 

«Чей нос?» -
«Мокеев».
«Куда едешь?» -
«В Киев».
«Что везешь?» -
«Рожь».
«Что возьмешь?» -
«Грошь».
«Что купишь?» -
«Калач».
«С кем съешь?» -
«Один (одна)».
«Не ешь один! (потянуть за нос)
Не ешь один!»

***

 

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Маслена головушка! 
Шелкова бородушка! 
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь, 
Деткам спать не даешь? 
 

Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
 

Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.

Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.


Родительское пение

 

  Помимо разговоров, ребенку для развития в 1 - 3 месяца крайне полезно слышать еще и родительское пение - последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Что петь - не так уж и важно, главное - как петь. А петь, естественно, нужно "с душой" - и ребенок это непременно оценит по достоинству:) И еще один момент - во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует и прогуляться вокруг его кроватки, "выпасть" из поля зрения малыша - пусть растущий мозг учится
локализовать источник звука.



Развитие зрительного анализатора

 

Не меньшего родительского внимания требует и зрительный анализатор малыша - помимо уже упоминавшегося контакта "глаза в глаза",практикуемого с первых суток жизни, к возрасту 8-10 дней следует начинать активно стимулировать реакцию слежения у ребенка. Для этого можно использовать яркие игрушки, демонстрируемые на расстоянии 50 - 70 см от груди маленького человека. Желательно, чтобы игрушки были еще и звучащими. Перемещая такую "шумящую" погремушку вправо-влево, вверх-вниз, Вы и стимулируете реакцию слежения. Вместо игрушки можно использовать... себя:) Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда-сюда.

 

 

 

Подвесные игрушки

 

Лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек. Все хорошо в меру, как говорится.


 


 

Стимулирование младенца в возрасте от 6 до 12 месяцев.


 

Развитие крупной моторики.

Старайтесь не давать малышу "залеживаться" - движение, как известно, и есть жизнь. Если бытовые проблемы заставляют Вас активно пользоваться манежем, то позаботьтесь о том, чтобы помещенный в него ребенок постоянно пытался что-то достать, до чего-то дотянуться. Предоставьте ему оперативный простор для ползания, если этот вид передвижения малышу по душе. Начиная с восьмого месяца жизни в большинстве случаев уже следует побуждать ребенка к активному освоению вертикального положения. Т.е. нужно учить его вставать на ноги, держась за что-либо - за борта того же манежа, например. А затем и ходить таким же образом. Вариантом стимуляции двигательной активности могут быть "ходунки" - только не забывайте периодически извлекать малыша из них и обучать "безмашинному" стоянию-хождению. Некоторые дети уже на девятом-десятом месяце могут совершить первые самостоятельные шаги без поддержки - с этого момента стимулируйте хождение, играя с малышом во всевозможные "догоню-догоню", "топ-топ-топотушки" и "а ну-ка, отними!".

Малыша, который учится ходить, манят к себе и приговаривают:

 

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

***

 

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.


 

Развитие мелкой моторики.

Не забывайте и о развитии мелкой моторики: во втором полугодии игрушки малыша должны быть более сложными. Пирамидки, кубики, кастрюльки, корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских деяний прекрасно развивают нервные центры и, как следствие, координированность ручек ребенка. Играйте с малышом, учите его произвольно пользоваться такими игрушками и предметами - это неоценимо не только для моторики, но и для интеллекта маленького человека.

 

 

Загибая пальчики ребенка, проговариваем:

 

 

Пальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашу ел, 
С этим братцем песни пел!

***

 

Сорока-ворона 
Кашу варила, 
На порог скакала, 
Гостей созывала. 
Гости не бывали, 
Каши не едали. 
Всю свою кашу 
Сорока-ворона 
Деткам отдала.
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил!

Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:


Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!


***
 

На молоденькой лошадке –
Трюх, трюх, трюх!
А на старой да на кляче –
Бух!
 

***
 

Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – БУХ!
 

***
 

Хорошая дорога,
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком –
Бух в ямку!

***
 

Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!

***
 

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.

Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
 

Тяни, тяни,
Холсты просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты –
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.


Перебирая пальчики малыша, ласково приговаривают:
 

«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».

 

 

 

Развитие слухового и зрительного восприятия.

 

Не стесняйтесь загружать сенсоры ребенка - в это время он должен получать через зрение и слух много разнообразной информации. Как дома, так и на прогулке. Красочно иллюстрированные книжки, всевозможные возбуждающие любопытство предметы, кошки-собаки-попугаи-аквариумные рыбки - в общем, показывайте ребенку все, что только можно.

 

 

Развитие осязательного восприятия.

 

 

Тренируйте осязательные способности маленького человека - предлагайте ему для ощупывания естественные и искусственные материалы самой разной фактуры. Придайте таким занятиям форму игры-ритуала - например, гуляя в парке или во дворе, подходите с малышом к деревьям и предлагайте: "Давай потрогаем пальчиками березку" (лиственницу, бархат, секвойю, финиковую пальму или что там еще растет у Вас во дворе). Развивайте обоняние ребенка - пусть запахи цветов, листьев, травы и мха, фруктов, ягод и Ваших кулинарных шедевров войдут в его жизнь.

 

 

Развитие первоначальных навыков самообслуживания.

 

 

Из "бытовых" навыков в 6 - 12 месяцев имеет смысл сосредоточить внимание на умении самостоятельно есть. Уже с 6,5 - 7 месяцев нужно давать малышу в руки кусочек печенья или сухарик, побуждая его есть самостоятельно. В период с 7 до 12 месяцев ребенок вполне способен научиться пить из чашки или пиалы - сначала поддерживаемой взрослым, а затем и собственноручно. После освоения малышом навыка самостоятельного сидения следует кормить его именно в этом положении, используя специальный детский столик.

При этом нужно мягко, весело и настойчиво прививать ребенку навыки опрятности - как непосредственно во время еды, так и после нее ("водичка-водичка, умой мое личико" и т.п.). Ближе к концу первого года не помешает и крепко "подружить" малыша с ложкой - ну, той самой, серебряной, что бабушка подарила "на прорезавшийся зубок":) Многие годовалые дети могут довольно уверенно пользоваться этим жизненно важным инструментом.

 

Во время купания:

 

Плыви ко мне, рыбёшка,
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла,
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась
И в руки мне попалась!

Умывая малыша:
 

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

 

Тактильные игры – это игры с ребенком, которые не предусматривают обмена между ребенком и взрослым какой – либо информацией. Они помогают развлечь ребенка и создать между ним и взрослым отношения привязанности и доверия друг – другу.

Качая малыша на своей ноге:

 

Анна Петровна
Поехала по бревна.
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.

 

Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
 

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!

Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
 

Вьюшки, вьюшки,Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
 

«Ладушки-ладушки,
Где были?» -
«У бабушки».
«Что если?» -
«Кашку!».
«Что пили?» -
«Бражку».
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.

Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
 

Тяни, тяни,
Холсты просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты –
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.

2010-2018 г. ГКУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2».

Копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации
ГКУЗ НО "Дзержинский специализированный дом ребёнка №2" строго запрещено!